новая версия сайта на www.hi-braa.spb.ru >>> | |||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
[ Увлечения / Буддизм / Мандалы ]
Мандалы>>> Мандала - графическое изображение дворца того или иного просветленного божества, тантрического учения, передающая его суть на языке символов, понятных современникам Будды Шакьямуни. Ее можно "читать", изучать как текст и запоминать для последующего воспроизведения в медитации. Зачастую мандалы создают в двумерной форме (некая развертка трехмерного изображения) из мелко толченого мрамора, окрашенного в традиционные цвета, однако встречаются и трехмерные изображения. Это зависит от традиций монастыря, в котором проводятся такие ритуалы. Как бы то ни было, созерцающий мандалу в процессе медитации должен представлять ее в трехмерном виде, в виде Дворца Просветленного Божества.>>> В первых числах мая 2002 года в Петербург приезжали монахи тибетского тантрического монастыря Гьюдмед. Это был промежуточный этап их путешествия с целью провести ритуал построения песочной мандалы. Мне посчастливилось присутствовать при этом действии, которое проходило в Санкт-Петербургском буддийском храме Калачакры. По правде сказать, я первый раз был в буддийском Храме, но меня сразу привлекла атмосфера дружелюбия и спокойствия. Впечатлений осталось очень много и так всего хочется рассказать, но "буду краток" ;) , конечно, в разумных пределах. Ритуал построения песочной мандалы>>>Ритуал построения Большой Песочной Мандалы Зеленой Тары (просветленного божества) длился 10 дней. При этом монахи демонстрировали поразительную сосредоточенность и усердие! Монахи общались с присутствующими (на беглом английском), проводили попутно различные церемонии очищения пространства с использованием обертонного пения и тибетских музыкальных инструментов. Не буду расписывать, как это было завораживающе - это надо было видеть!! Здесь есть несколько снимков, сделанных непосредственно в процессе построения мандалы в храме Калачакры! Ниже приведены ссылки на изображения других мандал будд и просветленных существ.
К сожалению я неприсутствовал при разметке мандалы Зеленой Тары, поэтому приведу некоторые выдержки из брошюры "Тибетские песочные мандалы. Тантрический монастырь Гьюдмед". Итак, на этом этапе монахи благословляют инструменты и цветной песок, который будет использован при построении мандалы, а затем приступают к разметке платформы (мандала строится на специальной платформе примерно 200Х200Х20 см). Центральные и диагональные линии традиционно наносятся с помощью белой нити, которая, согласно описаниям, должна быть сплетена юными девушками и куплена не торгуясь. Эта нить опускается в белый песок мелкого помола, затем монахи натягивают ее над поверхностью мандалы, слегка приподнимают за середину и отпускают. На платфлрме остается белый след. Остальные линии наносятся при помощи мела, карандашей и линеек. Все сложные декоративные элементы монахи будут создавать "вслепую" без предварительной прорисовки.
Непосредственное формирование замысловатых узоров мандалы происходит при помощи металлического конуса (чакпу) и твердого рога яка. В конус, который имеет в средней части неровную ребристую поверхность, монахи засыпают песок нужного цвета. Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие. Поток песка регулируется посредством скорости трения и степени нажима на чакпу (конус).
Первое, что я увидел войдя в главное помещение Храма - это четыре монаха, сидящие на невысокой платформе
(см. выше) и сосредоточенно наносящие цветной песок, создавая причудливые узоры. Народу было немного, поэтому можно
было свободно подойти и внимательно понаблюдать. Каждый монах сидел на месте, соответствующем определенной стороне света и,
как потом выяснилось, отвечал за определенную часть мандалы. Нанесение песка начиналось от центра к переферии, причем, если один монах успевал
сделать какой-либо фрагмент раньше других, он либо терпеливо ждал остальных, либо помогал им: сооружение мандалы должно вестись
равномерно. Завершая работу над мандалой, монахи посвящают заслуги, то есть тот положительный потенциал, который был накоплен ими в течение дня, всем живым существам.
Мандала просветленного божества живет ровно столько, сколько длитсясам ритуал. Ее нельзя оставлять в музее, как экспонат, ведь ее главное назначение - служить основой для медитационной практики. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена.
Теперь мандала перестала быть дворцом просветленных существ, однако песок, благословленный многодневными ритуалами, по-прежнему обладает колоссальной очистительной силой. По традиции, монахи в красивой процессии с трубами и цимбалами отправляются к реке или океану, чтобы приподнести благословенный песок в дар духам воды с просьбой принять его и распространить благословление по всему миру. >>> А здесь можно взглянуть на тханки (буддийские иконы) с изображениями мандал других божеств:
|
|||||||||||||||||||||||
|