Путь Дзэн-гитары
Сознание новичка
Нечто мое собственное сидит у меня в голове. Я слышу звуки , и если я не соберу их вместе, то никто другой этого не сделает.
Джими Хендрикс
>>>
Почему вы пришли в это место в это время?
Когда я задаю этот вопрос, студенты часто отвечают, что они не знают; что они просто хотят играть
на гитаре. Есть и такие, кто видит в гитаре средство
повышения своей самооценки — они хотят быть
привлекательнее для девушек (девушки — для парней). Третьи считают, что они сами знают, как обращаться с гитарой, а пришли просто из любопытства — что здесь происходит?
Что бы лично вас ни привело сюда, я уверен, что
существует единая и окончательная причина того,
почему мы собрались на это додзё, и она относится к
каждому, кто переступил мой порог:
Мы здесь для того, чтобы сотворить звук.
Быть может, это тот звук, который вы уже слышали, когда его творил кто-то другой, и звук что-то
говорил вам и глубоко вас затронул. У каждого гитариста есть подобная своя история. Быть может, звук
так огромен — он поднимается из глубин, как настоящая волна, он рвется наружу, как вода из родника.
Звук в глубине вашего сознания так прекрасен, вам необходимо сыграть его, просто для того, чтобы услышать. Быть может, вы ищете и даже не знаете, что же это есть — звук; вы знаете только, что значит нет звука. У некоторых из нас чувство звука настолько глубоко и обострено, что мы должны сыграть его
другим людям, поделиться им, передать его, как пламя от свечи к свече.
Наше додзё существует как раз для этих звуков — чтобы открывать их, и приветствовать, и праздновать, и — главное — творить их.
Я слышу от многих студентов вопросы: «Да что
же это за звуки такие? Записи Гибсона Пола,
воспроизведенные через маршалловскую аппаратуру? Или рукотворная классика, исполняемая в Большом зале Карнеги-холла?»
Да, это оно самое и есть, да только совсем не это.
Если заглянуть в самую глубину, то это звук искры
божьей в каждом из нас. Подобно плачу
ребенка или волчьему вою, это лежит за
пределами языка и культуры. Это тот
звук, с которого начинается танец жизни.
Дзэнские мастера называют его сэкисю но
ондзё — «звук хлопка одной ладони».
Каждому из нас дано самому найти
этот звук. Одни находят его в бонго или _
волынке, другим нужна калимба, третьим — клавиатура. Четвертые просто раскрывают рот — и поют! Кто-то слышит этот звук в танце, или в нырянии, или на театральной сцене, или в архитектуре. Или сидя в глубоком безмолвии.
Вовсе не достаточно найти свое средство для выражения этого звука, хотя,
увы, и это не всем удается. Вам необходимо найти
ваш звук, а затем копать и копать, пока не проникнете к самому его источнику. Это зов Дзэн-гитары. Ибо у источника вашего звука находится источник всякого звука. Докопаться до этого источника означает
научиться слышать каждый звук — и свой, и любой
извне, — ибо они есть Единый Великий Звук. Назовите его звуком хлопка одной ладони, назовите его
голосом Бога. Если вы придете к этому источнику, то
будете знать ответ на любой вопрос, потому что все
это вы уже услышали.
Какие бы помехи и препятствия вам ни встретились, никогда не переставайте слушать этот звук
внутри себя. Перестанете - неизбежно собьетесь с Пути.
Итак, если вы готовы идти дальше, то все, что
вам понадобится на пути Дзэн-гитары, сводится к четырем действиям:
- Надеть белый пояс.
- Взять в руки гитару.
- Настроить ее.
- Играть.
Постарайтесь понять истинный смысл этих четырех шагов — и вы на Пути Дзэн-гитары. Идите по
этому пути так далеко, как сможете, но никогда не
теряйте из виду начало. В конечном итоге чистота и
открытость белого пояса — это то, к чему всем захочется вернуться.