Rambler's Top100
новая версия сайта на www.hi-braa.spb.ru >>>

[ Увлечения / Тибет / Переводы статей "National Geographic" ]

Статьи:
  • "Джозеф Рок - наш человек в Китае"
    (фотографии, не вошедшие в статью, английский вариант)
  • "Мустонг - забытый уголок Непала"
  • "Джозеф Рок - наш человек в Китае"

    Редактор Mike Edwards.
    Фотографии Michael S. Yamashita.
    Архивные фотографии Joseph F. Rock.
    Перевод с английского О.Рахманов.

    Бандитам, которые буквально молились на случайных путешественников по отдаленным от столицы Китая местностям в 1920 годах, процессия, продвигавшаяся по горной тропинке, должна была показаться вторгшейся армией.

    В этой процессии было 26 мулов и 17 человек, сопровождаемых 190 вооруженными солдатами. Предводитель отличался императорским поведением и, в отличие от оборванных солдат, был хорошо одет: сапоги, бриджи, внушительный шлем. Он был европейцем.

    Однако, это не была вторгшаяся армия.Закутанный в теплое тибетское одеяние, неутомимый исследователь и журналист Джозеф Ф. Рок застыл в царственной позе в одном из буддийских монастырей в провинции Гансу, Китай. Его фотожурналистская деятельность открыла Западному миру такие впечатляющие виды, как Джамбейанг (на обложке статьи) в провинции Сичуань. Это был Джозеф Рок - журналист "National Geographic", писатель, исследователь, фотограф. Он совершал еще одну экспедицию по нехоженным горным тропам и провинциям предсовременного Китая. Чтобы как-то защититься от многочисленных разбойников и бандитов, ему пришлось окружить караван солдатами.

    Если бы только разбойники могли поравняться с навьюченными мулами, они бы могли увидеть вещи еще необычнее, чем вид сурового лица иностранца, который проник на их территорию. Рок путешествовал по-королевски. Его багаж включал тенты, складную кровать, резиновую ванну, стулья, стол и, естественно, скатерть и посуду. Там был даже фонограф, работающий от батарей. Временами он играл оперы перед изумленными кочевниками или монахами в буддийских монастырях, которые вдруг ни с того ни с сего взрывались смехом в трагичных частях La Boheme и I Pagliacci.

    Рок был непростым человеком: одиночка, жесткий, гордый, самобытный, экстраординарный, несовершенный. Он родился в Вене в семье придворного слуги. В 1905, в возрасте 21 года, он переехал в США и стал гражданином Америки в 1913.

    Рок обычно путешествовал верхом, Соответственно своему высокому статусу, 81-летний Достопочтимый Лама монастыря Дзангар, мог позволить себе такую роскошь, как передвижение в паланкине. Джозеф Рок нередко възжал в деревню таким же манером, чтобы созжать вокруг себя атмосферу важности происходящего, таким образом заслуживая уважение и сотрудничество местных лидеров. но когда его приглашали к себе местные правители, в списке его расходов нередко появлялись записи, как: "носильщики паланкина (кули), 4 человека - 80 центов в день". Так как там, где появлялся Джозеф Рок не было дорог, а тем более автомобилей, его лимузином был паланкин - небольшое купе, которое переносили за две длинные жерди. Когда четыре носильщика останавливались и опускали паланкин, из него выходил человек в белой рубашке, галстуке и желете. "Если хотите жить в этой глуши, то вы должны заставить людей думать, что вы одна из важных персон", - сказал он однажды.

    Возможно, это была правда. Также правдой было то, что Року нравилось быть важной особой, и если он не получал должного, на его взгляд, уважения, он мог просто взорваться при его вспыльчивом характере. Однажды, когда один китайский торговец вошел в жилище Джозефа Рока и сел, даже не поприветствовав его, хозяин буквально вышвырнул торговца за шиворот.

    Джозеф Рок был одним из ценнейших людей в "National Geographic". Огромная свита растянулась у подножия Юлонгсу Шань - Цепь Гор Нефритовый Дракон. Рок постоянно путешествовал со специально приглашенными людьми, чтобы показать высокий уровень организации путешествия, включая многочисленных солдат для защиты от бандитов. В 1920 году Департамент США его посылает в Сиам, бирму и Индию на поиски семян дерева чаулмугра, экстракт которого мог помоч в борьбе с проказой. Путешествуя по Китаю, Рок подробно описывал обычаи и ритуалы местных жителей, прилагая к словам уникальные фотодокументы. От горного Янана на юге Китая, по границам Бирмы и Тибета он проделал путь длинной почти 1000 миль на север, ближе к Гоби и Внутренней Монголии. "Ни один белый человек не ступал сюда", - отмечал он, заглядывая в ущелья Желтой Реки в провинции Кинхай. Эту реплику он повторял в большинстве своих статей и очерков.

    В очерке 1926 года "Through the Great River Trenches of Asia"  Люди, нанятые Роком для экспедиции, переправляют багаж исследователя через реку Янцзы. Рок описывал как он, скользя по веревке, скрученной из бамбуковых волокон, переправлялся через бурлящую реку Меконг. Он описывал в "The Glories of the Minya Konka", октябрь 1930, экспедицию к высочайшим горным вершинам Китая, сопровождаемую сокрушительным бураном: "Мы распоковали онемевшими от холода руками наши тенты и постельные принадлежности. Как только мы покинули наш лагерь, буран опять обрушился на нас с новой яростью." Джозеф Рок часто разбивал лагеря на высотах с выше 10 000 футов, иногда меняя истощенных мулов на яков, которые были лучше приспособлены к высокогорным условиям.

    Несмотря на свое внушительное военное сопровождение, Рок на себе неоднократно испытывал нападения бандитов, а в деревнях, где останавливался караван, нередки были случаи заболевания дизентерией.

    Помимо многочисленных рукописей, Рок посылал в редакцию большое количество черно-белых фотографий. Распевая песни представители народа Накси перебирают каштаны на крыльце дома Джозефа Рока (1923 год). Редактор "National Geographic" Гилберт Гросвернор полагал, что те же фотографии в цвете принесли бы тысячи долларов прибыли. В то время цветная фотография была еще в диковинку; большинство цветных снимков, печатаемых в различных журналах, изначально были черно-белыми и искусственным образом подкрашивались.

    Множество второстепенных проблем влияло на успех той или иной экспедиции. Во-первых, была проблема транспортировки для Джозефа Рока хрупких фотопластин (5х7 дюймов), которые, несмотря на тщательность упаковки, доезжали до Китая уже разбитыми. Кроме того, сам процесс расцвечивания снимков был чересчур долог.

    Однако ни одна из этих трудностей не обескуражила неутомимого Рока. Музыкальный оркестр играет классическую музыку династий Тан и Сон перед перед домом, где когда-то жил Рок. Музыканты, которые в детстве знали Джозефа, сохранили свои инструменты от коммунистов во время Культурной Революции 1966 - 1976 годов. Для него было обычным делом заниматься обработкой снимков во время путешествия. Он фильтровал воду через хлопок и разогревал ванночки с химикатами до необходимых 65 градусов при помощи костра из сухого навоза. Его ассистент махал в это время куском картона, отгоняя мух от липкой эмульсии. Рок часто жаловался на плохие погодные условия, мешающие высыханию пластин: "в это время года атмосфера здесь буквально пропитана влагой... Если снимки не высохнут в короткое время, они могут просто пойти пятнами, оставляя зеленые разводы на пластине" , - август 1929 года.

    Люди в пугающих костюмах в виде скелетов своим танцем помогают привратнику Царства Мертвых. Местодействия - один из тибетских монастырей. Эта и другие фотографии была сделана с черно-белого оригинала и подкрашены вручную, используя подробные описания Рока.Неизбежно, некоторые обработанные пластины, которые Джозеф Рок отправлял по морю в Вашингтон, приходили туда в виде обломков. Однако более 600 неповрежденных снимков и описаний Джозефа Рока к ним до сих пор удивляют и захватывают: горные пики, покрытые ледниками, храмовые ритуалы, в исполнении танцоров в пугающих масках. Можно с уверенностью сказать, что эти снимки заново открыли для Европы Китай!


    | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>>

    Rambler's Top100
    Hosted by uCoz