"Мустонг - забытый уголок Непала"
(фотографии фестиваля Тиджи, английский вариант)
"Мустонг - забытый уголок Непала"
Автор и фотограф Robert Caputo.
Перевод с английского О.Рахманов.
Никто более так не осведомлен о переменах, которые сейчас переживает Мустонг, как раджа. Войдя в его дворец - всего лишь четырехэтажное здание - я поднялся по шатким деревянным ступеням, повернул молитвенный барабан и стал ждать, когда меня позовут во дворике, который охраняло устрашающее чучело мастифа, правда, немного потрепанное. Через некоторое время меня пригласили пройти к радже.
Раджа, он был высоким, на вид ему было около 60 лет, уже успел сменить свои позолоченные одежды на обычную куртку и слаксы. Он сидел гостиной на небольшом возвышении (платформе), его длинные заплетенные волосы были уложены вокруг головы, его пальцы без остановки перебирали четки. Меня пригласили присесть рядом с ним на платформу, которая была немного пониже, чем у него. В Мустонге сильно развита социально-иерархическая структура. Платформы, расположенные вокруг домашнего очага, всегда разной высоты, и никто не может сидеть на платформе выше, чем позволяет его ранг. Кузнецы и мясники, которых принято считать нечистыми, не могут даже войти в жилую часть дома, а должны сидеть на полу у двери.
Джигме Палбар Биста - 25-й по счету в череде успешно властвовавших правителей. Начало положил Аме Пал, который объединил враждующие города в верховьях реки Кали Гандаки и в 1380 стал первым правителем Ло, так раньше назывался Мустонг. Раджа Джигме взошел на трон еще в 1970-х годах. С тех пор авторитет и власть правителя неуклонно падали, по мере того как люди покидали Мустонг в поисках лучшей жизни, и возрастало влияние правительства Непала.
"Во время моего правления я пытался укрепить нашу культуру", - сказал раджа. "Однако это не так просто. Люди очень быстро меняются. Это не означает, что они больше не заинтересованы в продолжении своих традиций, просто они очень бедные. Людям приходится выживать".
Крестьянин из Мустонга зарабатывает в сотни раз больше на торговле в Индии зимой, чем в остальное время года на родине. Некоторые молодые люди не возвращаются, а те, кто возвращаются, неизбежно, приносят с собой новые взгляды и представления о внешнем мире.
Раджа Джигме выразил тревогу по поводу перемен в результате расширяющихся контактов с иностранцами. "Мы заинтересованы в привлечении туристов, поскольку у нас нет ничего кроме нашей земли. Но иностранцы вносят изменения в нашу культуру. Мустонг будет совсем другим, но это будет не при мне, так как я уже стар, а в будущем, за которое я переживаю".
Из-за того, что Мустонг маленький и хрупкий как в культурном, так и в экологическом смысле, непальское правительство ограничивает число приезжих до тысячи в год. Поездки (треки) обычно организуются агентствами в Катманду, и иностранцы уже едут со всеми необходимыми вещами и продовольствием, поэтому им не нужно покупать даже местную еду.
Поскольку такая система лишает людей финансового дохода от туризма, правительство Непала обещало платить Мустонгу 60% от стоимости ежедневного содержания туристов. Однако мне было сказано только о 15%, выходящих из бюрократических сетей Катманду.
"Туристы дают нам шанс заработать деньги", - сказал Пема Онгди, который возглавляет комитет по развитию Ло Мустонга. "Свободный туризм создаст лучшую обстановку, потому что больше людей смогут зарабатывать".
Мустонг фактически феодальное королевство, которое развивалось благодаря своему удобному местоположению в долине реки Кали Гандаки - безопасному пути через Гималаи для караванов торговцев солью между Тибетом и Индией. Влияние раджи и других чиновников, контролировавших этот путь, ослабло. В зените своей истории, в 15 - 16 веках,
Мустонг был хорошо известен своим развитым буддийским искусством и продвинутой наукой. В храмах до сих пор хранятся иллюстрированные тексты и великолепные статуи, наиболее впечатляющая из которых - 45-футовая позолоченная статуя Майтрейи, Грядущего Будды в храме Джампа в Ло Мустонге.
Буддизм распространили в Мустонге тибетские ламы. Я это отметил во время своего путешествия. Вход в каждую деревню обозначен длинными стенами из обтесанных священных камней и массивными строениями - чортенами - сооружениями в форме колокола, в которых находятся священные тексты и реликвии. Во многих деревнях есть храмы, а в некоторых городах есть монастыри, иногда оглашаются пением сотен монахов.
По мере того как благополучие в сила исчезало, Мустонг был завоеван армиями, пришедшими с юга, и включен в состав Королевства Непал в конце 18 века. Мустонг остался изолированной территорией - ни один европеец не ступил на эту землю до 1952 года. Однако, 8 лет спустя, Китай закрыл границу, и контакты с внешним миром опять прекратились, а следовательно, и развитие: не было ни дорог, ни электричества и только одна плохо снабжаемая больница.